Астрологи (с канала «Мистический») объявили неделю пошаговых стратегий. Количество шестиугольников на ваших мониторах увеличилось вдвое.
Почти одновременно вышли Warlock 2: The Exiled и Age of Wonders 3 — номинально очень похожие, но на самом деле совершенно разные игры. Главной особенностью Warlock, как мы писали, было единое геймплейное пространство, в котором вы занимались и хозяйством, и войной. Age of Wonders в этом плане ближе к Heroes of Might and Magic, ее структуру можно разделить на две большие, максимально разведенные друг от друга части: политику на глобальной карте и тактические битвы.
Не погружаясь в детали (если все-таки погружаться, вместо текста придется рисовать Excel-таблицу), можно сказать, что ваша главная задача на карте — следить за тем, чтобы население империи чувствовало себя как можно лучше.
На первый взгляд можно играть и без политики: вот замок, вот герой на коне, извилистым пунктиром прочерчена линия до зеленого креста, а под ним, крестом, золотая шахта. Нюанс в том, что если ускакать ей навстречу, строя в городе одни лишь казармы, в нем поднимется недовольство, а то и бунт. Именно поэтому нужно всячески ублажать население, ну или, как минимум, вводить в заблуждение. Так, у класса героев «Теократ» есть прием «Армагеддон», и это совсем не то, что вы думаете. Никакого конца света не произойдет — его всего лишь провозгласят городские проповедники, и население начнет что есть мочи радоваться, проживая каждый день как последний. При бодрой морали подтягиваются собственно военные показатели: солдаты бьют больнее в тактических битвах, новые заклинания исследуются быстрее.
Triumph Studios удалось добиться главного: глобальная карта — это полноценный элемент игрового процесса, а не надоедливая затычка между сражениями. С любовью нарисованные пейзажи и аккуратные фигурки героев, деловито снующие по тропинкам, блестяще справляются со своей задачей. В какой-то момент вы залюбуетесь ростом своей сказочной империи, и спускаться с небес на грешную землю тактических битв попросту не захочется.
Их можно и вовсе пропускать: каждый раз, когда ваш герой нападает на монстра, появляется опция автоматического боя, и заботливый AI, подсчитав среднее арифметическое, говорит вам, победили вы или проиграли. Этот вариант ни в коем случае не стоит выбирать, потому как разработчики на полях своих сражений ухитрились собрать натуральный фэнтезийный XCOM.
Да, здесь типичное для клонов Heroes буйство заклинаний и юнитов, но главное, что вам нужно знать о битвах Age of Wonders 3 — авторы мастерски устранили самые раздражающие условности жанра.
Несмотря на то, что бои проходят на гексах, в игре есть своеобразная система укрытий. Стоит вам встать за какой-то предмет, как вы тут же получите бонус к броне. В качестве заслона вполне может выступить и другой юнит: в особо жаркие моменты пехотинцы укрывают раненого мага собственными телами, как агенты Секретной службы в фильмах про американского президента.
Второй тонкий нюанс — работа с пространством. Лучники получают штраф за дальность выстрела, а кавалеристам, напротив, лучше взять разгон в несколько клеток, прежде чем сокрушить врага. Вместо того чтобы столбами стоять на одной линии, бойцы мгновенно рассредоточиваются по карте; каждый ищет идеальную огневую позицию. Вот вы сходу пытаетесь закидать и штурмовика-драконийца огненными шарами: штраф за дальность, штраф за перекрытый обзор, штраф за то, что цель невосприимчива к огню. Урон: 0,05% (буквально). Вместо этого попробуйте выбрать лучника, который бьет стальными стрелами, обойдите цель так, чтобы обзор стрелка ничто не загораживало, подключите способность «Снайпер», — и вы уничтожите врага с первого же выстрела.
Наконец, главная особенность, о которой так много твердили в превью и пресс-релизах — это атаки с флангов. Если напасть в лоб, противник контратакует. Более того, если вы стоите с ним на смежных клетках и пытаетесь отойти в сторону, он просто ударит вас, не тратя на это очки действия. Бить надо с тыла: получив удар предательский удар в спину, враг развернется к вам лицом. В этот момент его снова надо бить, и снова сзади, но уже другими юнитами. В результате выходит примерно вот так: задерганный противник вертится на одном месте, как бы спрашивая: «Так, ну и кто это сделал?», а ваши негодяи, похихикивая, продолжают тыкать его в спину. Получается довольно нелепо, но это верх тактического мастерства, с серьезным соперником подобный фокус провернуть будет очень трудно, так просто к себе в тыл он никого не подпустит.
Подлинную глубину боевой системы вы оцените в тот момент, когда счетчик автоматической битвы снисходительно подскажет «весьма вероятное поражение», а вы, грамотно подобрав заклинания, учитывая особенности карты и пользуясь сильными сторонами юнитов, разобьете врага назло упрямой статистике.
На этом хотелось бы и закончить, но, к сожалению, у игры есть два существенных недостатка.
Утомляет микроменеджмент. Даже на самой маленькой карте приходится совершить слишком много рутинных действий, прежде чем вас допустят к настоящей тактике и приключениям. Вы поймете, каких бытовых мук и душевных терзаний стоит разменять двушку в центре на две однокомнатных на севере, ой, то есть, разделить одну армию с шестью бойцами на две с тремя.
Фанаты жанра, возможно, смогут получить мазохистское удовольствие даже от таких процедур, но именно их отпугнет второй, самый страшный промах Triumph. Это дисбаланс. На главном форуме игры уже висит несколько тем с общим названием «Tier 4 Spamming». Так называется хроническая болезнь поздних этапов любой партии. Выражается она в том, что игроки захватывают слишком много ресурсов (иначе никак) и ставят на поток производство самых сильных монстров четвертого уровня. Дальше начинается настоящий спам: собрали армию из топовых юнитов — натравили на вражеский замок. Их всех убили? Ничего страшного. Собрали еще одну точно такую же армию? Снова пустили в расход. И так до тех пор, пока враг не дрогнет под осадой. Никакие тактические уловки, описанные выше, уже не работают, побеждает тот, у кого хватает усидчивости на запуск все новых волн «мобов». На том же форуме фанаты предложили несколько вполне толковых решений для этой проблемы, так что вместе с новым патчем структура игры может выправиться. Пока же...
P.S.: …несовершенная с точки зрения баланса и эргономики, но все-таки глубокая и захватывающая пошаговая стратегия.