Закончился 2013 год – несомненно, яркая вспышка в игровой индустрии. Настало время вспомнить все лучшие инди-игры, которые выходили в прошлом году, а также подумать, что готовит нам год текущий.
то было хорошего в игровом 2013 году? На ум сразу приходят громкие релизы: новая частьGrand Theft Auto, Bioshock: Infinite, The Last of Us... Но если задуматься, то вместе с этим мимо многих прошло множество других, без сомнения, достойных внимания игр. Думается, что из-за навалившегося количества игр в Indie-проекты прошлого года толком никто и не играл. А зря.
2013
Papers, Please
Лукас Поуп сделал практически невозможное: создал симулятор таможенника, играть в который будет интересно без исключения всем, а не только поклонникам таможенного дела. Геймплей в Papers, Please проще некуда: игрок должен проверять документы переходящих границу людей на соответствие эталонным образцам и действительности. В конце игрового дня доморощенный таможенник получает зарплату: чем больше человек пропущено через границу, тем больше денег выдаст игра. За ошибки из зарплаты гонорар вычитают. Звучит довольно просто и скучно, но геймплей Papers, Please — второстепенная составляющая игры. На первый план выходит моральный выбор, который регулярно встает перед игроком. Вместе со стандартным набором документов женщина подсунула записку, в которой умоляет вас не пускать человека, идущего за ней в очереди, уверяя, что он маньяк. Однако с документами у него полный порядок; как быть в этой ситуации? Потенциального маньяка можно пропустить и продолжить работу, а на следующий день увидеть газету с заголовком про убийство молодой девушки и фотографией той самой дамы на полстраницы. А не пускать его будет не выгодно для себя — зарплату, все-таки, вычитают. А на эту зарплату игрок должен обеспечивать виртуальную семью, платя по счетам за квартиру, а также покупая еду и лекарства. За плохую работу или чрезмерную помощь незнакомым людям рано или поздно придется расплачиваться смертью родственников. И пускай кончина членов семьи показана довольно условно (напротив квадратика, обозначающего, например, сына главного героя появляется надпись «умер»), от этого все равно становится как-то не по себе.
Knock-knock
Ice-Pick Lodge — российская студия-разработчик, делающая хорошие игры (как бы странно и дико это не звучало). Однако у всех проектов студии есть один серьезный недостаток — это не совсем игры в полном понимании этого слова.Knock-knock — инди-хоррор с видом от второго лица. Играем мы полубезумным доктором, живущим в странном доме посреди леса, в котором поселилось злое нечто. Задача у игрока одна — пережить ночь и дождаться рассвета. Геймплейно все предельно просто: ходим по дому, включаем свет и прячемся от монстров. Попутно собираем записки, частично объясняющие, что же происходит. При такой простой формуле, играть в Knock-knock действительно интересно: гнетущая атмосфера, непонятные звуки, сюрреалистичные существа, бродящие по дому — все это придется по вкусу любителям хорроров. Но есть у игры и проблема: в ней совершенно не задумываются над тем, чтобы объяснить игроку, что, черт возьми, в ней происходит. Почему, пройдясь по местному лесу, мы выходим обратно к дому? Домов один или два? Если один, то почему он постоянно меняется? Что из происходящего — реальность, а что происходит в беспокойном сне нашего доктора? На эти и многие другие вопросы ответа так и не дадут — игра предложит игроку додумать все самостоятельно. Тематические форумы полны самых различных предположений, а на многие вопросы ответа дать по-прежнему никто не может — программа таинственности происходящего отработана в Knock-knock на все 100%.
The Stanley Parable
Притча о Стэнли — точно одна из самых необычных игр этого года. История об офисном работнике, который всю жизнь, согласно инструкциям нажимал кнопки и однажды столкнулся с возможностью выбора действий, надолго запомнится любому, кто поимел удовольствие ознакомиться с The Stanley Parable. Одна из главных фишек игры — закадровый диктор, комментирующий все наши действия на манер Рукса из Bastion. Но если в Bastion у закадрового голоса была лишь одна функция — комментировать действия игрока, то диктор в The Stanley Parable совершенно непредсказуем и больше напоминает GLaDOS из Portal. Он то комментирует наши поступки, то пытается командовать, то насмехается над игроком. Вот и все, что можно сказать о геймплейной стороне этой игры — вы исследуете офис и слушаете диктора. Однажды игра предложит вам выбор: пойти в красную дверь согласно инструкции и указаниям диктора, либо сломать систему и пройти в синюю дверь. Тут и начинается безумие! Рассказывать обо всем, что происходит в игре бессмысленно, это нужно видеть своими глазами. Скажем лишь, что игра ставит очень риторический и философский вопрос — есть ли действительно свобода выбора в играх, если игра подчиняется коду, написанному разработчиками, и все финалы заранее предусмотрены?
Это была тройка самых запоминающихся Indie-проектов прошедшего года. Теперь давайте немножко заглянем в будущее и подумаем, что готовит нам год наступивший.
2014
Hotline Miami 2: Wrong Number
Дата выхода: 2014 год
Платформы: PC, PS 4, PS Vita
По обыкновению выходит так, что инди-игры никто не ждет: они просто выходят. Но в этом правиле, как и в любом, есть исключения. Например, вторая часть нашумевшей Hotline Miami. Первая часть была дико стильной, ураганной и драйвовой: смерчем проноситься по уровням, красиво расправляясь с их населением под отличный электронный саундтрек, было действительно здорово. Сюжет также был хорош: с самого начала он вызывал желание узнать, что же все-таки происходит с главным героем, что хотят от него странные люди в масках и кто шлет эти бесконечные сообщения на автоответчик. Вторая часть продолжит оригинальную историю: у героя первой части появились последователи, вырезающие русскую мафию в надежде на заветное сообщение автоответчика. Геймплей останется таким же бешеным и хаотичным, а изменения коснутся, главным образом, масок. Напомним, что в Hotline Miami герой мог носить маски разных животных, которые давали ему различные бонусы, а всего их было 27 штук. Во второй части количество масок обещают сократить, но разнообразить и улучшить их эффекты.
Wasteland 2
Дата выхода: 2014 год
Платформы: РС
Совсем скоро выйдет продолжение легендарной прародительницы серии Fallout — Wasteland 2. Брайан Фарго и его студия создали игру благодаря фанатам: на Kickstarter было собрано ни много ни мало 3 млн. $. Игра обещает стать настоящим подарком для олдскульных геймеров: изометрическая камера, пошаговые бои и тонны диалогов — все то, чего не хватало ярым фанатам первых частей Fallout все эти годы. Выход игры интересен еще и другим: если задуматься, то это грандиозное событие, ведь именно Wasteland 2 покажет геймерам всю силу Kickstarter в качестве платформы для финансирования разработки игр. Это верный способ наконец-таки огородить разработчиков от постоянных ограничений со стороны издателей, и наконец-то играть в хорошие и интересные проекты вместо массово-ориентированных продуктов. Но вот если Wasteland 2 разочарует публику, разработчики точно потеряют доверие со стороны фанатов.
Godus
Дата выхода: 2014 год
Платформы: РС, iOS, Android
Новый проект амбициозного Питера Молиньо: на этот раз он решил вернуться к истокам и сделать новую игру про нелегкие будни самого Бога. Игроку предстоит оберегать свою цивилизацию, начиная с древнейших времен и заканчивая освоением космоса. Как и раньше, основным ресурсом является вера, которая по внешнему виду напоминает мыльные пузыри. Веру нужно собирать и копить, особенно в начале игры — все ваше влияние происходит именно с ее помощью. Поменять рельеф, расширить территорию острова, построить алтарь — все это требует приличных запасов столь ценного ресурса. Пока что проект похож на игру для мобильных устройств: игроку постоянно нужно кликать на что-то мышкой, что порядком утомляет. Игра пока что очень сырая, поэтому хочется верить, что к моменту релиза она будет выглядеть гораздо лучше.
P.S.: Вот и все, что можно рассказать об инди-играх прошедшего и наступившего года. Не стоит забывать об этом замечательном жанре — зачастую он дарит такие эмоции, какие нельзя получить даже от дорогостоящих ААА-проектов.