Самый «родной» для нас постапокалипсис с мертвой Москвой, мрачными обитателями заброшенных линий метро и развалинами Кремля, а по совместительству - одна из самых атмосферных игр последнего времени.
Учитывая, как лихорадило издательство THQ в последние месяцы разработки Metro: Last Light, многие уже и не надеялись в нее поиграть. К счастью, игра пережила своего первого издателя и, хоть и с небольшим опозданием, вышла уже под крылом другой компании - Deep Silver. Как оказалось, проект в полной мере оправдал возложенные на него ожидания. Получилось действительно красиво, интересно, а местами и весьма драматично. Ну и, конечно, благодаря густой и напряженной атмосфере, на протяжении всего прохождения игрока не покидает чувство полного погружения в мир, созданный Дмитрием Глуховским. Но обо всем по порядку.
С давних пор большинство игр учило нас тому, что на поверхности гораздо безопаснее, чем под землей, и лишь выбравшись из очередных глубоких катакомб можно расслабиться и вздохнуть полной грудью. Метро вот уже во второй раз доказывает, что имеет право на жизнь и обратная ситуация. В мире игры станции московского метро - тесные, грязные и обшарпанные казематы со спертым воздухом и массой опасностей, подстерегающих на каждом углу. Тем не менее, находиться здесь куда спокойнее, чем на поверхности, которую человек уже давно не может называть своим домом из-за высокого радиационного фона, загрязненного воздуха и толп плотоядных мутантов. Здесь через какое-то время начинаешь чувствовать себя неким чужеродным телом, которое окружающая среда изо всех сил старается выплюнуть. Для дыхания на поверхности необходима маска со сменными фильтрами, без которых герой попросту задохнется. Если маску разобьют, Артем точно так же погибнет от удушья.
Помимо прочего на поверхности существует полноценная экосистема, с которой нам не раз придется столкнуться. Местные мутанты могут напасть сверху, из засады за ближайшим кустом, или из реки, утащив туда незадачливого жителя подземелий. При этом если поначалу Артем видит лишь крайне враждебных монстров, то ближе к концу игры он начинает понимать, что твари вовсе не всегда стремятся нападать первыми, а их агрессия может быть вызвана, скажем, тем, что они попросту защищают собственное потомство или территорию, и порой напуганы не меньше, чем забредший к ним в логово человек.
Вообще, разработчики всячески подчеркивают, что город мертв и давно уже не принадлежит тем, кто его построил. Чтобы усилить это ощущение, нам то и дело показывают флэшбеки, в которых, например, пустая и обгоревшая комната в давно заброшенной пятиэтажке вдруг оживает, разбитый телевизор начинает показывать предупреждение о ракетной угрозе, а какие-то люди, столпившись у окна, наблюдают за разгорающимся ядерным заревом. Спустя пару секунд наваждение пропадает, а на месте фигур остаются видны лишь обугленные тени. Время от времени нам дают увидеть последние секунды жизни игравшего тут когда-то мальчика, или, например, паникующего экипажа пассажирского самолета, который бомбардировка застала прямо над Москвой. Все это, вкупе с отличной дизайнерской работой, создает до того мрачную и густую атмосферу, что не поверить во все это оказывается очень и очень сложно.
Кстати, разработчики умудряются дергать и за другие ниточки, которые у иностранцев, вероятнее всего, попросту отсутствуют. Разрушенная Красная площадь с бушующим над ней аномальным ураганом, истлевший труп вождя мирового пролетариата, по-прежнему лежащий в мавзолее, небольшие московские дворики и грязные подземные переходы делают этот постапокалипсис, наверное, наиболее близким сердцу человека, проживающего на территории СНГ. И впечатляет все это, надо сказать, куда сильнее, чем безымянные американские городки, да очередное разрушение Нью-Йорка.
Тем не менее, до чего бы ни была хороша местная поверхность, куда в отличие от первой части нас пускают гораздо чаще, находится тут довольно жутко. Игра быстро учит тому, что всех мутантов перебить здесь очень сложно, а патронов, как правило, очень мало. Поэтому временами приходится то галопом прорываться сквозь толпы наседающих монстров, то прокрадываться мимо, надеясь, что тебя не заметят. Стоит ли говорить, что отбиваться от толп чудовищ практически голыми руками, протирая заляпанную кровью и потрескавшуюся маску, весьма сложно. Благо, фильтрами в этот раз внимательному игроку разжиться гораздо проще, что дает возможность рассмотреть местные мрачные красоты повнимательнее. Неудивительно, что после подобных прогулок возвращаешься в затхлую, но такую родную дыру под названием «Метро» с большим облегчением.
Под землей Артем из добычи превращается в настоящего хищника. Даже ко многим мутантам в игре можно подобраться незаметно, поэтому чего уж и говорить об обычных бандитах или фашистах. Для их бесшумного устранения у нас есть глушитель, прибор ночного видения, метательные ножи и масса путей обхода. Кроме того, большинство лампочек мы можем разбить или выкрутить, свечи задуть, а прожекторы попросту выключить. Благодаря всему этому большинство сражений с людьми оказывается просто легкой прогулкой. Если же нас все-таки замечают, то на шум сбегаются все, включая тяжелобронированных джаггернаутов, расправа над которыми, правда, тоже не составляет особого труда. Способствует этому и довольно посредственный искусственный интеллект, который заставляет их лезть под пули подобно баранам, смиренно идущим на заклание.
Как и раньше, валютой служат армейские патроны, которыми (в самом крайнем случае) можно зарядить свое оружие. На них приобретаются как сами пушки, так и всяческие усовершенствования к ним. Это дает неплохую возможность самостоятельно настраивать оружие в соответствии со своим стилем игры, а ненужные патроны менять на те, которые используешь чаще всего. Среди оружия жителей подземки можно встретить как стандартные стволы - дробовики и автоматы, так и довольные необычные, вроде арбалета или тяжелой снайперской винтовки со скользящим затвором. Все пушки хорошо ощущаются, поэтому стрелять действительно приятно, а еще приятнее слышать звон крупнокалиберной пули, пробивающей каску очередного нациста.
Оружие и патроны продаются на станциях, где можно перевести дух, послушать разговоры местных, пострелять в тире, выполнить всякие мелкие необязательные поручения или даже насладиться весьма неплохим стриптизом. Последний, кстати, проработан так тщательно, что невольно начинаешь задумываться - какого именно эффекта пытались достичь разработчики, тратя столько времени на столь необязательную вещь? Как бы то ни было, количество всевозможных незначительных событий вокруг героя прямо-таки зашкаливает, из-за чего под землей атмосфера ощущается не хуже, чем на поверхности.
Сам сюжет, кстати, ничего особенного собой не представляет. Стоит упомянуть лишь, что основой для него послужила не следующая книга Дмитрия Глуховского «Метро 2034», а развитие истории, рассказанной в первой части игры. Куда важнее подача сюжета. Если хорошенько приглядеться, нетрудно узнать многие приемы из обеих частей Half Life. Например, игра постоянно меняет как темп, так и сам игровой процесс. Вот мы стремительно мчимся на вагонетке, вот уже отбиваемся от толп монстров на поверхности, вот не торопясь вырезаем бандитскую станцию, а вот уже вместе с товарищем пробираемся через логово плотоядных пауков. И подобное сравнение - комплимент, потому что, даже несмотря на внушительную продолжительность, игра проходится фактически на одном дыхании. Другой интересной особенностью подачи сюжета можно смело назвать некоторое сходство с Call of Duty. Оно заключается в том, что, как и в серии игр от Activision, здесь полно красивых голливудских спецэффектов, а зрелищность многих моментов обуславливается скриптами, вставленными в нужное место.
Как и предшественница, игра была выпущена под эгидой NVIDIA. В новом Metro поддерживаются все фирменные технологии «зеленых» - 3D Vision, Surround, SLI и PhysX.
В игре доступно 2 уровня физических эффектов. Продвинутый уровень симуляции физических эффектов (Advanced PhysX) включает в себя разнообразные эффекты частиц (разлетающиеся осколки, щепки, бетонные крошки, обломки колонн, заграждений, коробок, и пр.) и симуляцию дыма и тумана. В мрачном и темном окружении игровых уровней очень эффектно смотрятся физически корректно разлетающиеся искры.
Да и в целом игра выглядит очень хорошо. Тоннели грамотно освещены, форма персонажей прорисована отлично, а при выходе на поверхность так и подавно захватывает дух. Дождь, трещины и грязь крайне натурально застилают обзор, из-за чего маску приходится то и дело протирать. Дизайнеры, как и программисты движка, явно постарались. Аналогично можно похвалить и людей, отвечающих за звук. Крики, грохот, вой мутантов - все это звучит именно так, как и должно звучать в подобной игре.