Покоряем чемпионаты в новом рейсинге Codemasters и с грустью понимаем, что настоящих симуляторов уже не осталось. Захар останется недоволен.
Странные люди эти пользователи. Сначала кричат о реализме, а когда им предлагают по-настоящему достоверную игру, начинают вопить о дикой сложности. Вспомнить хотя бы симуляторы последних лет… которых почти не было. Когда-то хорошо стартовавшая серия GTR обескураживала массой физических параметров и необходимостью наматывать десятки тренировочных кругов, чтобы получить хоть какой-то шанс финишировать в самой гонке. Исключение, пожалуй, составляет только японская студия Polyphony Digital, которая заставляет консольщиков учить идеальную траекторию поворотов и уметь почувствовать повадки каждой машины в Gran Turismo. Codemasters долгое время отлично балансировала на стыке аркады и симулятора с небольшим перевесом в сторону первой. Однако сейчас британская компания ясно дала понять, что пошла по пути тотального упрощения игрового процесса.
Прежние GRID, надо сказать, тоже не были симуляторами — так, зрелищные и увлекательные аркады с намеком на реализм, если отключить всех помощников. Но GRID Autosport отталкивает дубовой физической моделью: на машинах просто скучно ездить. Для рейсинга такой диагноз фатален: это как в рецензии на шутер сказать, что там неинтересно стрелять. Автомобилей хоть и много, но в рамках одного класса отличаются они довольно слабо. Какие-то быстрее разгоняются, какие-то лучше тормозят, а третьи самые мощные, но и справиться с ними нелегко. Однако во время гонки нет ощущения, что едешь на спортивном болиде. Мы отмечали в превью, что мощность автомобилей просто не чувствуется. К сожалению, эта проблема целиком перешла в финальную версию игры. Управление слишком простое, сотни и сотни лошадиных сил не ощущаются под капотом, хотя они там, по идее, есть. Все очень медленно и степенно, ощущение скорости отсутствует напрочь. Машины монотонно ревут двигателями, соперники вяло бодаются, но чрезвычайно быстро ездят. Пусть вас не сбивает жанр аркады: побеждать тут нелегко. Первые несколько чемпионатов окажутся неожиданно трудными, о призовых местах сразу забудьте. Выручает квалификация, особенно актуальна она для уличных заездов — трассы там узкие и с множеством поворотов, обогнать соперников трудно.
Искусственный интеллект напарников, который мы ругали в превью, неожиданно поумнел. То ли раньше нам просто не везло с коллегой, то ли Codemasters в самом деле научила компаньона ездить, но прогресс налицо. Напарник по команде отлично справляется и без наших подсказок, сам отлично знает, что и как ему делать. Его достижения важны не меньше собственных, потому как условия спонсоров частично распространяются на коллективный, а не индивидуальный результат. Ничего нового карьера предложить не может, хотя видимость разнообразия создана. Кольцевые гонки, «дрифт», уличные соревнования, этапы на выносливость, класс авто с открытыми колесами, куда входит «Формула», и специальные заезды GRID, до которых еще надо дорасти. Несмотря на, казалось бы, большое количество типов гонок, принципиальных отличий между ними нет. Везде примерно одинаковые задания спонсоров, поведение авто кардинально различается только у совсем уж разных классов. Интереснее всего ведут себя мощные масл-кары вроде Chevrolet Camaro. Вот с ними лучше не шутить и где-то перестраховаться, иначе не миновать штрафа или разворота на ровном месте.
Кстати, о штрафах. Система периодически дает сбой, наказывая вас за случайные ошибки и закрывая глаза на явные нарушения. Заехал колесом на газон и тут же вернулся на трассу — получай наказание. Вытолкнул соперника в отбойник — да без проблем, езжай дальше как ни в чем не бывало. После пары таких наблюдений понимаешь, что лучше ездить по правилам и не рыпаться, а то штраф может здорово подпортить результат гонки.
Разработчики поощряют вас за отключение систем безопасности и увеличение сложности. Переведя все галочки в режим «нет» напротив «ABS», «отображение идеальной траектории», «автоматическое торможение», «антипробуксовочная система» и так далее, можно получить нехилый процент к набираемому опыту. Учитывая аркадную физическую модель, это еще и единственный способ получить хоть какое-то удовольствие от вождения. Уже и в закрытый поворот придется не на 150 км/ч влетать, и аккуратно работать с тормозом, и забыть о приеме «выкрутить руль и газ в пол» — машину тут же закрутит, выйти из заноса будет не по силам.
GRID Autosport — необязательный коммерческий продукт. Цель его — собрать кассу с консолей старого поколения, пока еще они не умерли окончательно. Настоящий «некстген» будет, видимо, в следующем году, а теперешняя часть GRID, пожалуй, самая бессмысленная и бестолковая. Вроде и содержимого хватает, но играть скучно. Мультиплеер практически не меняет ситуацию. Codemasters превратила хорошую серию в дойную корову, увы.
P.S.: Скучная, но качественная гонка. Реализма нет, физическая модель очень слабая, зато много соревнований и режимов. Как прощание с консолями былого поколения — сойдет.